Спасибо ваша заявка принята

Артқа

Геополитический риск, нестабильное законодательство, коррупция и бюрократия – вот главные причины, из – за которых страдает инвестиционная привлекательность республик Центральной Азии.

Председатель Наблюдательного совета (Chairman of the Supervisory Board) в Aurora Minerals Group LLP Саид Султанов (на фото первый справа) вместе со своей командой единомышленников и специалистов компании на днях вернулся с Международной горнорудной выставки PDAC 2017, которая завершила свою работу в Канаде.

В этом мероприятии приняли участие около 25 тысяч участников из 125 стран мира. В интервью abctv.kz г-н Султанов поделился своим видением нынешней ситуации в мировой геологоразведке.

«Мы встретились с представителями 50 компаний, в частности, с крупными мейджорами и юниорами с листингом на Торонтской бирже (TSX-V), юридической фирмой, специализирующейся на листинге, с биржевыми брокерами, инвестиционными банками, консультантами, а также с передовыми сервисными компаниями. Это дало возможность сделать определенные выводы, как позитивные, так и негативные», - сказал Саид Султанов.

По его мнению, рынок геологоразведки в горнорудной промышленности сегодня на подъёме. Самое главное – деньги есть, и инвестируются они в проекты на поисковой и поисково-оценочной стадии.

- Саид Муратбекович, почему же, на ваш взгляд, инвесторы сейчас неохотно идут к нам, в Казахстан? Ведь сегодня правительство готово предоставить всю геологическую информацию и предпринимает конкретные шаги для снижения бюрократических проволочек при оформлении документов?

- Казахстан с точки зрения инвестиционной привлекательности не особо интересен потенциальным инвесторам. Более того, иностранные компании предпочтут вкладывать в Монголию, Чили, Перу или Ботсвану, Намибию, нежели в Казахстан, Узбекистан или Туркменистан.

Основная причина: геополитический риск, нестабильное законодательство, коррупция и бюрократия. Так, внутренняя ситуация в геологии Казахстана в связи с арестом председателя комитета геологии не осталась незамеченной. Данная ситуация нас, как рынок, откинула еще на несколько лет назад в плане репутации.

Но к нам подходили люди, которые ведут бизнес в Казахстане, а также те, кто планировал заходить на наш рынок. Они интересовались перспективами отрасли. Следует отметить, что рудная геология Казахстана, Узбекистана и России – одна из самых интересных, и с профессиональной точки зрения есть гипотеза, что здесь могут располагаться крупнейшие месторождения золота.

- А что, условия, предлагаемые той же Монголией, более привлекательны, чем в Казахстане?

- На выставке мы встретились с шестью канадскими компаниями, имеющими активы в Монголии. И акции их компаний пользуются спросом на Торонтской бирже.

Во время выступления официального лица из Монголии я узнал, что у них порядка 2000 лицензий в сфере твердых полезных ископаемых, тогда как у нас только 500. То есть в четыре раза меньше.

Если раньше мне казалось, что нам нужно равняться на Австралию и Канаду в горнорудной отрасли, а эти страны, безусловно, самые лучшие, то теперь думаю, если мы дойдем до уровня хотя бы Монголии в ближайшие пять лет, это будет успех.

Мы можем, как прежде, вести дела и быть на задворках мировой геологоразведки или можем начать работу над своими ошибками и попытаться сделать так, чтобы у нас было 2000 лицензий на геологоразведку. Например, с точки зрения налогов лучше иметь 20% с 2000 лицензий, чем 40% с 500 лицензий. Вот мое мнение и видение по решению проблемы создания условий лучше, чем в Монголии.

- Но в последнее время, как известно, правительством многое делается для улучшения закона «О недрах и недропользовании». На что еще следует, на ваш взгляд, обратить внимание, чтобы инвесторы пришли к нам?

- Кодекс «О недрах и недропользовании» имеет большое значение. Когда мы сказали, что наш кодекс базируется на австралийском кодексе, все дружно и одобрительно закивали головой.

Но тут встает вопрос создания геологического банка данных и предоставления геологической информации. Он должен быть решен как можно быстрее. В мире уже анализ и обработка данных осуществляется искусственным интеллектом, тогда как мы только говорим о надобности создания.

В рамках конференции мы встретились с представителями компаний – юниорами, у которых есть средние «гринфилд» (слабоизученные территории – прим. abctv.kz) геологоразведочные проекты в Восточной Европе.

Они выполнили немного геохимии и уже разместились на Торонтской бирже. Капитализация таких компаний составляет от 10 до 20 миллионов долларов.

В этой поездке мы еще раз убедились в том, насколько важно иметь доступ к рынкам капитала. Нам нужны успешные компании – юниоры, которые имеют листинг на фондовой бирже. Тогда они смогут способствовать тому, чтобы казахстанские компании находили финансирование на международных рынках капитала. Это самый лучший механизм, чтобы улучшить нашу инвестиционную привлекательность.

Еще один важный момент. Сервисные компании более лояльны к Казахстану, так как им в жесткой конкуренции приходится искать новые рынки сбыта своих услуг и товаров. Мы подписали ряд соглашений с канадской и австралийской компаниями.

На мой взгляд, чем больше будет в Казахстане передовых сервисных компаний, тем быстрее наши кадры обучатся работать на современном оборудовании. Помимо этого, наши местные сервисные компании вынуждены будут расти в связи с конкуренцией.

- Саид Муратбекович, о чем еще вы хотели бы сказать после участия в выставке?

- При всем моем уважении к нашим чиновникам, я считаю, что нужно запретить выезд за счет бюджета на такие международные выставки тем, кто не знает английский язык. Снова приведу в пример Монголию: все презентации велись на английском языке, вопрос-ответ и сессия дискуссий тоже на английском.

Проблема в том, что человеку, не знающему языка, не интересна выставка, лекции и общение. Свой пробел они компенсируют дорогими покупками и попойками в ресторане.

Если бы на выставку три года назад приехала делегация, в составе которой были англоговорящие профессионалы, то и наша отрасль была бы намного продвинутее.

Мы приехали в Канаду за свой счет, но это того стоило. И в следующем году мы намерены выставить свой стенд. Более того, считаю, Казахстан должен ежегодно выставлять свой стенд вкупе с другими отечественными компаниями.

Сегодня руководство геологической отрасли нашей республики – это молодые талантливые профессионалы, у которых есть силы, желание и рычаги повернуть ситуацию в нашу пользу и сделать отрасль самой передовой.

Горнорудный комплекс Казахстана при должном подходе может быть у нас лидирующим. Учитывая тот факт, что цены на металл вернулись на докризисный уровень, мы сможем обеспечить долгосрочный рост нашей экономики в целом и обеспечить сотни тысяч рабочих мест.

http://abctv.kz/ru/news/ravnenie-na-mongoliyu