Спасибо ваша заявка принята

Назад

Уникальные аэрогеофизические технологии поиска твердых полезных ископаемых и подземных вод впервые применены на территории нашей страны. Тестовые исследования проводились в регионе северного Прибалхашья, примерно в 20-ти километрах восточнее железнодорожной станции Мойынты.  Именно в этой части Республики наблюдается дефицит питьевой воды, несмотря на относительную близость одного из крупнейших озер Центральной Азии – Балхаша. Исследования организованы казахстанской компанией Aurora Minerals Group, специализирующейся на трансферте новых технологий и привлечении инвестиций в горнодобывающую и нефтегазовую отрасли нашей страны.

Журналист Григорий Беденко наблюдал, как построен процесс.

1. Опытный казахстанский пилот Валерий Митрофанов пилотирует легкий мгоцелевой вертолет H-125 (AS-350-B3) производства европейского концерна Airbus Helicopters. Машину для аэрогеофизических исследований по контракту предоставила казахстанская авиакомпания KAZ AIR JET, работающая на рынке деловой авиации

2. Второй пилот Вальтер Купман (Walter Koopmen) имеет колоссальный опыт полетов в разных регионах планеты, касающихся, в том числе, и в области геофизики. Общий налет Вальтера на различных типах вертолетов составляет 23 тыс. часов.

3-7. Путь из Алматы до района геофизических исследований, расположенного в северном Прибалхашье занимает два с половиной часа. Это примерно 500 километров. Побережье крупнейшего казахстанского водоема изобилует психоделическими пейзажами.

8. Балхаш считается вторым по величине непересыхающим солёным озером (после Каспийского моря) и 14-м всписке крупнейших озёр мира. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды — в западной части она практически пресная, а в восточной — солоноватая. Пролив называется Узунарал. Это самое узкое место озера. Рядом находится полуостров Сарыесик.

9. Наш вертолет пересекает Балхаш по самому узкому месту – через пролив Узунарал. Так безопаснее.

10. Сразу за проливом- город Балхаш с дымящим день и ночь медеплавильным заводом. Места здесь богаты полезными ископаемыми.

11. Еще полчаса полеты и мы садимся в поселке Мойынты. Здесь развернута полевая аэрогеофизическая станция, и в течение нескольких дней все вылеты для исследования заданных районов будут отсюда.

12-16. Прибытие вертолета вызвало огромный интерес у местного населения, особенно у детей.

17. Ветра в регионе довольно сильные, что несомненно осложняет выполнение работ. Часто можно наблюдать пылевые смерчи.

18. Для стоянки вертолета и размещения аэрогеофизического оборудования была выбрана безопасная площадка недалеко от местной школы. Дети наблюдали за работами постоянно.

19. Как, впрочем, и другие обитатели поселка.

20. Заправка Н-125. В качестве бортинженера в составе экипажа прилетел сотрудник Eurocopter Kazakhstan Engineering Мадьяр Пахритдинов.

21. Полная заправка вертолета -500 литров авиационного керосина. Вертолет считается очень экономичным, так как почти наполовину построен из композитных материалов. При этом H-125 обладает прекрасными тактико-техническими характеристиками. Выпускаются и военные модификации этой машины.

22. Самая сложная часть работы – монтаж и настройка оборудования.

23. Оно размещено на специальной аэрогеофизической платформе, разработанной датской компанией SkyTEM Surveys. Поиск аномалий в массивах горных пород, которые могут указывать на наличие в них рудопроявлений металлических видов полезных ископаемых и водоносных пластов производится методом магнитной градиентометрии. Платформу с установленным на ней оборудованием поднимает на 35-метровом тросе легкий пятиместный вертолет Н-125.

24. Любопытно, что для охлаждения работающего оборудования используется обычная русская водка. Она дешевле, чем спирт, который необходим в достаточно больших количествах. При этом среди специалистов полевого отряда на время исследований действует строгий «сухой закон».

25. Сборка и отладка оборудования осуществляется при участии специалистов компании Aurora Minerals Group.

26. Аэрогеофизический натюрморт.

26. Все оборудование, размещенное на платформе автономное и запитывается от генератора, который также поднимается в воздух.

27. Монтаж –крайне сложная процедура – огромное количество проводов, разъемов. Их необходимо корректно состыковать.

28. Приходится, в буквальном смысле, ложиться под платформу.

29.

30-32. Дети на площадке присутствуют постоянно. Безопасность на площадке работ помогают обеспечивать сотрудники местного акимата и районного отделения полиции.

33-34. Логотип Aurora Minerals Group на борту вертолета.

35-36. Тем временем Вальтер готовит свое рабочее место. Он устанавливает на борту дополнительную систему GPS, коммутатор и др. оборудование.

37-39. Датские специалисты Джон Блюс (John Bluth) и Пол Соренсен (Paul Sorensen).

40. Работы по настройке оборудования производится до конца светового дня.

41-42. Транспорт местных жителей архаичный и надежный.

43. Вечернее времяпровождение.

44. Все оборудование было доставлено в Мойынты на грузовике. Дороги здесь очень плохие, поэтому пришлось менять пробитую резину.

45-48. На следующее утро экипаж готовит вертолет к первому тестовому вылету.

49. Платформа собрана и настроена.

50-51. Пол еще раз проверяет систему. Необходимо исключить любые моменты, которые могу привести к ее некорректной работе.

52. Финальный инструктаж.

53. Валерий Митрофанов медленно вытягивает трос и поднимает платформу над землей.

54. У экипажа сложная задача: необходимо очень точно рассчитывать направление и силу ветра, чтобы не раскачать груз.

55. Для калибровки оборудования необходимо сделать три вылета – два на высоте 400 метров, и один на высоте 1000 метров.

56. Пол доволен первыми результатами.

57. Джон выполнил всю физическую, и довольно тяжелую, работу.

58. Через некоторое время вертолет возвращается.

59. Подняв платформу на высоту от 35-ти до 60-ти метров, экипаж вертолета выполняет полет по заданной траектории, напоминающий зигзаг, что обеспечивает сканирование определенных участков местности. Рабочая скорость на линии съемки составляет от 80-ти до 100 км/ч. Любопытно, что система позволяет “заглянуть” под землю на довольно большую глубину – до 500 метров.

60. Отсоединив подвеску экипаж отводит машину в сторону и садится.

61. Теперь необходимо скачать полученную информацию с жестких носителей системы обработать и оценить качество данных.

62. Вальтер не расстается со своей трубкой.

63. Через некоторое время Пол дает добро на “боевой” вылет. Начинается главная часть работы.

64. Вертолет оторвавшись от земли понимает тучу пыли.

65. Полный вес платформы, выполненной из жесткого аэродинамического композитного материала составляет 650 килограммов. На платформе установлен генератор, питающий оборудование, магнитометр, лазерный альтиметр, дифференциальная GPS, цифровая видеокамера и другие приборы.

66. Район, где необходимо провести сканирование находится в 20-ти километрах восточнее Мойынты. Сначала экипаж набирает высоту, чтобы обеспечить разгон и снизить аэродинамические нагрузки. Затем снижается до рабочей высоты – 20-35 метров.

67. Дамир Кызыр, руководитель проекта от компании Aurora Minerals Group.

68. Олег Обласов, старший геолог Aurora Minerals Group.

69. Нуржан Курманбаев, геолог Aurora Minerals Group.

70. Молодые казахстанские специалисты (слева-направо) Олег Обласов, Дамир Кызыр, Нуржан Курманбаев.

71. Хвостатый спутник команды.

72. Логистикой в аэрогеофизической команде занимается Виталий Разиев.

73. Настройка GPS.

74. Пол и Джон устроили в грузовике импровизированный офис.

75-76. Здесь все-таки пустыня…

77. Мойынты с высоты птичьего полета.

78. Практические тренинги для казахстанцев.

79. Применение аэрогеофизических технологий в нашей стране осуществляется в соответствии с действующей программой индустриально-инновационного развития. Поэтому, главным условием контракта с датской стороной были локализация технологии в Казахстане и обучение отечественных специалистов. В работах с датчанами принимают активное участие трое молодых сотрудников компании Aurora Minerals Group, окончивших высшие учебные заведения по тематике геологоразведки.

80. — Методика SkyTEM, изначально разработана для обнаружения и характеристики водоносных горизонтов, — рассказывает председатель наблюдательного совета AMG Cаид Султанов, — Датским Министерством окружающей среды откартированы более трети водоносных горизонтов страны с помощью платформы SkyTEM. Сегодня она широко принимается во всем мире как лучшая технология для отображения водных ресурсов. . Гидрогеологические государственные службы по всему миру повседневно выбирают эту технологию среди всех других для картографирования своих водных ресурсов. Вместе с тем, методика SkyTEM весьма перспективна на обнаружение металлических видов полезных ископаемых. Технология компании SkyTEM использует особенность горных пород, различающихся по электропроводности, что может быть использовано для картирования границ и контактов между различными по составу горными породами. Ключевым преимуществом SkyTEM является то, что имеется детальная информация о строении аномалии на глубину. Технология отличается очень высоким уровнем сигнала по отношению к коэффициенту помех. Кроме того, оборудование калибруется на конкретной местности всего один раз, что значительно сокращает процесс обработки данных, а обратное преобразование (инверсия) может быть получено в течение 2-х дней с момента съемки. Отличительной особенностью платформы SkyTEM является работа с возбуждением двух чередующихся прямоугольных импульсов тока, различающихся по силе тока примерно в 10 раз. Система генерации данных позволяет осуществлять картирование с высоким разрешением как близповерхностной части разреза, так и осуществлять глубинное картирование.