Спасибо ваша заявка принята
Казахстан хочет привлечь больше прямых иностранных инвестиций для разработки своих богатых минеральных ресурсов и развития своего горнодобывающего сектора, поскольку пандемия Covid-19 ослабляет мировую экономику и снижает цены на нефть.
На недавнем проведенном Казахстанском глобальном инвестиционном форуме 2020 вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Брекешев Сериккали хотел подчеркнуть, что страна «открыта для инвестиций», поскольку он выделил «активные меры», которые она предпринимает для «обеспечения открытости».
Казахстан, безусловно, извлекает выгоду из значительных запасов природных ресурсов. Министерство энергетики утверждает, что доказанные запасы нефти составляют около 30 миллиардов баррелей, что эквивалентно 1,8% мировых запасов. Доходы от нефти и газа составляют около 40% государственного бюджета.
Однако в условиях падения цен на нефть и COVID-19, ослабляющего мировую экономику, другой вид природных ресурсов может быть лучшим вариантом для ускорения роста страны.
Больше о РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Казахстан видит огромные возможности в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в свой горнодобывающий сектор, и международные инвесторы, похоже, согласны с этим.
«В конце 2019 - начале 2020 года потенциал разведки полезных ископаемых в Казахстане рассматривался как настоящая горячая точка во всем мире», - говорит Рос Лунд, специалист по горнодобывающей промышленности и инфраструктуре в Департаменте международной торговли правительства Великобритании, который был участником дискуссии на конференции Казахстанский глобальный инвестиционный форум 2020.
Хотя пандемия нарушила глобальные ПИИ, те, кто работает в горнодобывающем секторе Казахстана, надеются, что после первоначальной паузы инвестиции снова начнут поступать.
Богатые минеральные ресурсы Казахстана
Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию, потоки прямых иностранных инвестиций в Казахстан упали на 17% в 2019 году, но горнодобывающая и металлургическая промышленность привлекли более высокие объемы, чем любой другой сектор. Инвестиции в основном поступали из США, Китая и России.
Казахстан является ведущим производителем урана в мире с 13% мировых запасов, здесь находятся крупнейшие в мире месторождения вольфрама, а также значительные месторождения золота, угля, бокситов, фосфатов и титана.
Казахстан также извлекает выгоду из стратегического расположения между Россией, Китаем и Европой, и страна является частью китайской инициативы «Один пояс, один путь».
Большая часть геологоразведочных работ в Казахстане проводилась в 1980-х годах, при этом за более чем 25 лет крупных новых открытий не было. Однако предыдущая разведка проводилась только на глубине 200 метров, а теперь поощряется более глубокая разведка.
ТауКен Самрук (ТКС) является горнодобывающим подразделением казахстанского суверенного фонда Самрук-Казына. Хотя большая часть разведки, разработки, производства, обработки и сбыта металлов осуществляет ТКС, компания все чаще ищет частных партнеров для своих проектов.
Ряд крупных горнодобывающих компаний, таких как «Glencore», «Rio Tinto», «Rusal» и «Areva», уже работают в Казахстане, и страна также стремится привлечь больше молодых горнодобывающих компаний.
Новый горный кодекс, призванный способствовать либерализации горнодобывающего сектора, был принят в декабре 2017 года и полностью вступил в силу в июле 2018 года. Председатель правления ТКС Канат Кудайберген говорит: «Было выдано более 650 лицензий, 50 из них для иностранных компаний, поскольку был принят новый горный кодекс».
ТКС помогает молодым горнодобывающим компаниям в выборе проектов, технико-экономических обоснованиях и финансировании проектов перед продажей своей доли. Любая продажа проводится либо посредством первичного публичного предложения на Международной бирже Астаны, запущенной в 2018 году, либо посредством прямой продажи.
Саид Султанов, партнер-основатель многопрофильной компании «Aurora Minerals Group», предоставляющей услуги по разведке и разведке месторождений, говорит: «Молодые рынки очень хорошо работают во всем мире, и мы начинаем видеть, как они начинают развиваться здесь, в Казахстане. Они создают базы данных, они анализируют исторические данные и готовятся к 2021 году».
Распад из-за короновируса и вопросы ЭСУ
Джеймс Ассем, управляющий консультант компании «Advisian», входящей в консалтинговую группу «Worley Group», говорит: «Дела в горнодобывающем секторе в Казахстане все еще развиваются. Все довольно стабильно. Была небольшая пауза, пока компании разобрались с тем, что происходило, и скорректировали свои методы работы, но большого спада не произошло [из-за Covid-19]».
Султанов из «Aurora Minerals» отмечает, что с января по август промышленное производство упало всего на 1,5% по сравнению с уровнями 2019 года и то, что «правительство предоставило ряд стимулов для горнодобывающих компаний, в том числе отложило выполнение договорных обязательств до 2021 года без каких-либо штрафов».
«Central Asia Metals» является единственным владельцем и оператором медного проекта недалеко от города Балхаш, добыча которого ведется с 2012 года. В какой-то момент ранее в 2020 году у 10% персонала на площадке был выявлен положительный результат на Covid-19. Однако никто серьезно не заболел, и, приняв новые режимы социального дистанцирования и гигиены, предприятие могло непрерывно поддерживать производство.
Генеральный директор «Central Asia Metals» Найджел Робинсон отмечает, что еще одним важным изменением на 2020 год стало усиление внимания к экологическим, социальным и управленческим вопросам (ЭСУ), и компания выпустила свой первый отчет об устойчивом развитии 1 апреля 2020 года.
«Это оказалось полезным опытом, и было хорошо принято нашими инвесторами, акционерами и другими заинтересованными сторонами», - говорит он. «Как только вы начнете измерять такие вещи, как выбросы парниковых газов и качество воды, вы должны лучше понять, как ими управлять».
Правильное понимание послания о ЭСУ может быть очень важным для горнодобывающих компаний в Казахстане, поскольку добываемые там металлы должны сыграть роль в энергетическом переходе.
«Мы все хотим строить лучше и чище, и люди ищут больше меди и цинка, стратегических металлов [для возобновляемых источников энергии]», - говорит Лунд из Министерства международной торговли Великобритании.
«Инвестиции могут быть приостановлены, но я знаю, что были некоторые крупные компании с голубыми фишками, которые впервые изучили потенциал полезных ископаемых Казахстана [до пандемии]. Думаю, они захотят вернуться как можно скорее ».
Природа глобальной пандемии означает, что долгосрочное планирование затруднительно для любого бизнеса, но горнодобывающий сектор в Казахстане на сегодняшний день успешно справляется с этим и должен иметь возможности для увеличения прямых иностранных инвестиций в ближайшие годы