Спасибо ваша заявка принята
Бюрократические проволочки и непрозрачные тендеры - главные барьеры в развитии отечественной геологоразведки в наше время, считает один из специалистов нового поколения отрасли Саид Султанов.
«НП» продолжает тему о состоянии дел в геологической отрасли Казахстана, дальнейшего освоения казахстанских недр и привлечения инвесторов в эту сферу. В предыдущем номере мы отметили, что геологическая база данных устарела и содержит информацию, которая была сформирована еще в бытность СССР. Инвесторы, настроенные на серьезные вложения, хотели бы обладать обновленными данными, полученными с помощью уже новейших технологий, таких как аэросъемка и 3D-моделирование.
Но пока, несмотря на постоянные обещания Комитета геологии в течение вот уже многих лет по созданию доступной базы данных, «воз и ныне там» - ее до сих пор нет. О том, что сегодня тормозит развитие отечественной геологоразведки, в интервью рассказал глава казахстанской геологоразведочной компании Aurora Minerals Group LLP Саид Султанов.
- Есть несколько основных барьеров, с которыми сталкиваются компании и организации в геологоразведке в нынешнее время в Казахстане. Первый - это неэффективное использование огромных бюджетных средств, выделенных на геологическое изучение недр. Это происходит ввиду отсутствия четкой стратегии и планирования расходов. Без оценки эффективности работ, на которые и были потрачены те самые государственные деньги, нам не сдвинуться с мертвой точки.
Государство больше уделяет внимание на проведение региональных, буровых работ, а также на поисково-оценочные работы. На наш взгляд, для любого инвестора достаточно получись актуальные сведения по геофизическим и геохимическим исследованиям. И при необходимости им надо дать возможность проведения дальнейшей разведки и доразведки как малоизученных территорий, так и уже оцененных участков. Речь идет о привлечении частных инвестиций в рамках лицензии на разведку.
- Что же мешает государственному ведомству дать инвесторам потратить их деньги на разведку и доразведку?
- Мешает отсутствие четкой стратегии и плана расходов, как я уже сказал выше. Нам важно стимулировать частные инвестиции и активно сотрудничать с международными партнерами. А что на деле? «Казгеология» продолжает участвовать в тендерах на проведение буровых работ и получать объемы без проведения полноценных конкурсов. Возникает вопрос относительно прозрачности и справедливости процесса распределения работ, и в итоге мы видим, что «Казгеология» как государственная компания имеет преимущества перед другими. Отсюда возникает негативное отношение со стороны других участников рынка и потенциальных инвесторов.
- Тогда конкретный вопрос: что делать, чтобы изменить столь неконкурентные условия?
- Все просто и старо как мир: для честной конкуренции и благоприятной инвестиционной среды необходимы элементарный контроль и грамотное регулирование процесса распределения работ. На фоне планов и новостей об объединении «Казгеологии» с «Тау-Кен Самрук» и Национальной геологической службой важно провести анализ в целях оптимального использования ресурсов и гарантий эффективности для отрасли.
- Всего лишь?.. Этого будет достаточно?
- Нет, конечно же. Еще одно серьезное препятствие - это бюрократические проволочки при получении разрешений и лицензий, что напрямую отражается на компаниях и желании инвесторов вкладываться в нашу экономику. Судите сами: эти процедуры характеризуются не только затруднительностью, но и непомерной временной затратностью, что значительно замедляет и ограничивает работу компаний. А ведь главная заповедь бизнеса - «время - деньги». Нам необходимо решительно приступить к упрощению и ускорению выдачи разрешений и лицензий.
Бюрократия возникает там, где есть дефицит квалифицированных кадров. Министерство должно принять срочные меры по созданию штата высококвалифицированных специалистов. Отсутствие таковых приводит к недостатку компетентности и профессионализма в решении важных вопросов. Только грамотный и профессиональный персонал сможет справиться со процессами любой сложности.
Помимо этого хочу затронуть тему внедрения новых экологических стандартов. Как известно, в 2021 году был принят новый Экологический кодекс, который предусматривает ужесточение норм при получении согласований и разрешений для начала ведения работ по геологоразведке. Безусловно, внедрение экологических стандартов и строгих нормативов позволяет минимизировать негативное влияние на природу и обеспечивать устойчивое использование ресурсов при соблюдении экологической безопасности.
Однако процедура получения разрешений продлена на длительный срок и может тянуться годами. В результате недропользователи теряют время и средства для получения экологического разрешения, что приводит к срыву сроков выполнения лицензионных обязательств.
За последние годы в Казахстане приняты новые редакции Налогового, Экологического кодексов и Кодекса о недрах. Но отсутствие интеграции и постоянные изменения в этих кодексах создают новые трудности для работы недропользователей. Постоянные изменения и дополнения требуют пересмотра бизнес-стратегий и адаптации к новым условиям, что негативно отражается на стабильности и предсказуемости ведения бизнеса в области недропользования. Без интеграции принимаемых кодексов, без правил контроля и согласования изменений не может быть и речи о привлекательном инвестиционном климате в сфере недропользования страны.
- Как добиться той самой интеграции и согласованности, о которых вы говорите?
- Хорошо, если бы голос бизнеса был услышан государственными органами. Мы признаем и ценим активное участие Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» в сопровождении бизнеса в отношениях с государственными органами. Однако обеспокоены тем, что государственные органы не всегда принимают конкретные решения после проведения таких встреч. Они не подписывают протоколы и другие документы, содержащие итоги этих встреч, что отражается на эффективности процесса и создает неопределенность для бизнеса. Устранение всех упомянутых мною барьеров поможет создать благоприятную инвестиционную и бизнес-среду в геологической отрасли Казахстана и способствовать развитию геологоразведочных работ и открытию новых месторождений.
Кульпаш Конырова